Сегодня у нас день чтения Толкиена, а также день уничтожения Кольца и падения Саурона.
В честь этого запощу наконец то, над чем думала давно в связи с нынешней своей обсессией.
В эпохальной выкладке по Блейкс-7 на ФБ-2013 была интереснейшая статья об архетипичных смыслах "схватки за тело". Поскольку она спойлит концовку Blake's 7, я приведу здесь наиболее релевантные неспойлерные цитаты, но горячо рекомендую всю статью.
Суть там в том, что битва за тело павшего героя, и новый герой(герои), вставшие над павшим, символизируют возрождение, смерть старого солнца и восход нового, причем живой герой, вставший над телом героя поверженного, перенимает надежду, легенду, суть борьбы того, кто был повержен, и буквально им становится, эпос продолжается в нем.
Там это разбирается с примерами из античности и современного искусства, и приводятся примеры "битвы за тело" и из "Властелина колец": схватка Эовин и Короля Назгулов над телом Теодена, и битва Арагорна с орками за тело погибшего Боромира в фильме "ВК".
В этом ассоциативном ряду мне сразу подумалось о самой архетипичной битве за тело в "ВК" - битве Сэма с Шелоб над телом Фродо. Там буквально происходит передача квеста от Фродо к Сэму, Сэм фактически становится новым Фродо.
Цитаты из статьи:
читать дальше

Even as Sam himself crouched, looking at her, seeing his death in her eyes, a thought came to him, as if some remote voice had spoken. and he fumbled in his breast with his left hand, and found what he sought: cold and hard and solid it seemed to his touch in a phantom world of horror, the Phial of Galadriel.
'Galadriel! ' he said faintly, and then he heard voices far off but clear: the crying of the Elves as they walked under the stars in the beloved shadows of the Shire, and the music of the Elves as it came through his sleep in the Hall of Fire in the house of Elrond.
Gilthoniel A Elbereth!
And then his tongue was loosed and his voice cried in a language which he did not know:
A Elbereth Gilthoniel
o menel palan-diriel,
le nallon sí di'nguruthos!
A tiro nin, Fanuilos!
And with that he staggered to his feet and was Samwise the hobbit, Hamfast's son, again.
`Now come, you filth!' he cried. `You've hurt my master, you brute, and you'll pay for it. We're going on; but we'll settle with you first. Come on, and taste it again!'
В честь этого запощу наконец то, над чем думала давно в связи с нынешней своей обсессией.
В эпохальной выкладке по Блейкс-7 на ФБ-2013 была интереснейшая статья об архетипичных смыслах "схватки за тело". Поскольку она спойлит концовку Blake's 7, я приведу здесь наиболее релевантные неспойлерные цитаты, но горячо рекомендую всю статью.
Суть там в том, что битва за тело павшего героя, и новый герой(герои), вставшие над павшим, символизируют возрождение, смерть старого солнца и восход нового, причем живой герой, вставший над телом героя поверженного, перенимает надежду, легенду, суть борьбы того, кто был повержен, и буквально им становится, эпос продолжается в нем.
Там это разбирается с примерами из античности и современного искусства, и приводятся примеры "битвы за тело" и из "Властелина колец": схватка Эовин и Короля Назгулов над телом Теодена, и битва Арагорна с орками за тело погибшего Боромира в фильме "ВК".
В этом ассоциативном ряду мне сразу подумалось о самой архетипичной битве за тело в "ВК" - битве Сэма с Шелоб над телом Фродо. Там буквально происходит передача квеста от Фродо к Сэму, Сэм фактически становится новым Фродо.
Цитаты из статьи:
читать дальше

Even as Sam himself crouched, looking at her, seeing his death in her eyes, a thought came to him, as if some remote voice had spoken. and he fumbled in his breast with his left hand, and found what he sought: cold and hard and solid it seemed to his touch in a phantom world of horror, the Phial of Galadriel.
'Galadriel! ' he said faintly, and then he heard voices far off but clear: the crying of the Elves as they walked under the stars in the beloved shadows of the Shire, and the music of the Elves as it came through his sleep in the Hall of Fire in the house of Elrond.
Gilthoniel A Elbereth!
And then his tongue was loosed and his voice cried in a language which he did not know:
A Elbereth Gilthoniel
o menel palan-diriel,
le nallon sí di'nguruthos!
A tiro nin, Fanuilos!
And with that he staggered to his feet and was Samwise the hobbit, Hamfast's son, again.
`Now come, you filth!' he cried. `You've hurt my master, you brute, and you'll pay for it. We're going on; but we'll settle with you first. Come on, and taste it again!'
Там буквально происходит передача квеста от Фродо к Сэму, Сэм фактически становится новым Фродо.
Да, буквально!!!
Вот это, выделенное, это же вообще
В ВК, конечно, архетип на архетипе, не зря книга так глубоко сверлит мозг. И находить это всё в тексте отдельное удовольствие.
Про Блейка пока там же сижу, поэтому о нём ничего сказать не могу. Но судя о всему, кончится плохо. Рррр.
Ну и глава называется соответствующе: Choices of Master Samwise. Сэм теперь "master", и выбор на нем.
Но момент перехода, когда Сэм становится главным героем, это именно схватка над телом Фродо. В твоей цитате Фродо передает ему дух, средство для битвы. И во время битвы Сэм этим пользуется, и уже действует, как герой.
Я, читая эту статью, еще вспоминала дебаты в "Чтениях ВК" про то, зачем было хоронить Боромира, что надо было его бросить и дальше бежать.
Я притащу сюда еще одну цитату из той статьи, очень уместную как раз для таких вот аргументов.
читать дальше
А всю статью - правда, не стоит, пока Блейков не досмотришь. Я смотрела, не зная конца, и не представляю, как можно иначе. Мне очень не хочется никого спойлить, т.к. сама была бы не рада проспойлиться.
Гм. Какая... странная точка зрения. Кто-то всерьёз такое предлагал?
Эта цитата не пробьёт такие вот "аргументы", потому что это абсолютно другой уровень понимания текста. Их вообще ничто не пробьёт, потому что
голова - это костьгладиолус.Но момент перехода, когда Сэм становится главным героем, это именно схватка над телом Фродо.
Да, пожалуй. В момент передачи фиала он ещё даже не догадывается о том, что его ждёт. Но я бы добавила "традиционным героем". Фродо, как именно "главного героя", имхо, всё же рановато сбрасывать со счетов. Он главный герой и в Мордоре, но уже не тот архетипичный герой, которому суждено в конце победить в общепринятом смысле (помахав мечом). В логове Шелоб он был таковым, после того, как Фродо был повержен, роль этого традиционного "героя" досталась Сэму, именно в этом смысле Фродо возродился в нём.
Ещё встретила мысль, что главный герой истории - Кольцо. Соответственно, история следует за тем, у кого оно. И Сэм вместе с фиалом и после поединка обретает и Кольцо, хоть и на короткий период, и на этот же период становится главным героем.
В Мордоре несёт кольцо всё-таки Фродо и выполняет свою "нетрадиционную" задачу. У них там у каждого своя роль, и они оба уже в новом качестве. И Сэм в качестве архетипичного "героя", да.
причем живой герой, вставший над телом героя поверженного, перенимает надежду, легенду, суть борьбы того, кто был повержен, и буквально им становится, эпос продолжается в нем.
В этой главе про выбор Сэма так оно и есть!
О да! Причем агрессивно так.
Типа, Арагорн и Ко потратили слишком много времени на отпевание Боромира, когда надо было сразу бежать за орками и Мерри с Пиппином.
Я помню, как мы считали, сколько времени ушло у Арагорна и Ко понять, что случилось и кто куда делся, и решить, за кем бечь, и какую долю в этом занял спуск Боромира в лодку и его отпевание.
Суть же в том, что это эпос, а не реалистичный триллер. Если не почтишь павших товарищей, то не сделаешь в итоге правильный выбор, не сможешь и дальше быть героем. Что эта статья отлично объясняет.
fractal nebula, Эта цитата не пробьёт такие вот "аргументы", потому что это абсолютно другой уровень понимания текста.
Ага. Не все люди эпос понимают, и тут ничего не поделаешь.
Но я бы добавила "традиционным героем". Фродо, как именно "главного героя", имхо, всё же рановато сбрасывать со счетов. Он главный герой и в Мордоре, но уже не тот архетипичный герой, которому суждено в конце победить в общепринятом смысле (помахав мечом).
Да, конечно, но ведь он и не умер тогда. Умер в нем традиционный активно-героический аспект, который перешел к Сэму. Если бы Фродо там умер, Сэму пришлось бы перенять все аспекты героизма Фродо, и противостоять Кольцу. А один с обоими аспектами он бы не справился!
Ещё встретила мысль, что главный герой истории - Кольцо. Соответственно, история следует за тем, у кого оно.
Ну, только не главный герой, а главный антагонист. Книга о природе власти, Кольцо олицетворяет абсолютную власть, ей все поверяются. Да.
Ну это я цитирую, за что купила, как говорится.
Мне просто странно, что есть люди, для которых это не очевидно
Хехе, вот тут мое главное несогласие с посылом. Герои становятся героями, не сливаясь с Кольцом, а противостоя ему. Т.е. они становятся героями об Кольцо.
Not Ginger, Особенно среди тех, кто любит ВК.
А они его не любят. Точнее, может когда-то любили, но потом начали вот так "анализировать" и в итоге чуть не возненавидели. Печальная история.
Соглашусь.