Закрыть гештальт, сказать все, что я хотела, и отпустить это - но как? То, что сделали РТД, Дэвид Теннант, Мюррей Голд, что они дали мне увидеть и испытать - это не передать словами. Наверное, именно это имел в виду Толкиен, говоря, что эльфийские песни опасны для смертных - невыносимо прекрасны, невыносимо печальны. Не думала, что буду опять рыдать над сказкой так, как когда-то рыдала над "Серыми Гаванями"... Но в зеленых британских холмах все еще живы фэйри. И Мюррей Голд, похоже, из них.
Дальше - очень много гифов и букофф. И в конце - утешительные таблетки, вдруг кому помогут.
читать дальше
Жаль, что эти эпизоды мне было так тяжело не то что пересматривать - даже думать о них (или слышать хотя бы ноту из Vale Decem).
Потому что "Конец Времени" прекрасен. И там происходят исключительно важные вещи. Это кода всей эры РТД, где все приходит к логической развязке, а то, от чего Доктор бежал начиная с "Роуз" - судьба Галлифрей - здесь его нагоняет.
Что я поняла про "КВ", когда позволила себе им проникнуться.
- Теннант, Симм и Криббинс заслужили все награды.
- Мы увидели две истории любви (только без гусар!): Доктора и Уилфа, и Доктора и Мастера.
- Доктор в "КВ" мечется между двумя мирами. Миром живых, людей (в лице Уилфа), который он безумно любит, но которому не принадлежит. И миром теней, призраков (в лице Мастера и Галлифрей), который он приговорил и уничтожил, но он по-прежнему - его дитя.
- Сбежать от того, кто он, и что с Галлифрей сделал, Доктор не может. Потому что то, кем стали таймлорды на Войне - это и то, кем стал Доктор, уничтожив их. Цена за спасение мира - душа Доктора. Как с Фродо и Кольцом, мир был спасен, но не для него. РТД безжалостен к Доктору лишь потому, что он безжалостно правдив - меньшей цены тут быть не могло.
- Ему не дано было обрести утешение с Роуз, с Донной - ни с кем из спутников (АльтТен - это подарок от мироздания, это другое). Он обречен на мир теней (Army of Ghosts... "No touch"...), на то, чтоб глядеть в лицо своим призракам, и себе. Когда он теряет Роуз, он обречен на Мастера. То же самое, когда он теряет Донну, только тут все еще хуже...
- После "Вод Марса" Доктор уверен, что его место - с призраками, а не в мире живых. Что Викториус - это о том же, о чем был Рассилон. И что 4 удара - это его приговор. Который он, после Викториуса, не осмеливался оспаривать (см. разговор с Уилфом о том, чтоб убить Мастера), и считал, что заслужил. Доктор в таком ужасе от Викториуса, что уходит в фугу, как Лейк, прячется в ТАРДИС, как в утробу матери, и бежит без оглядки - от себя. Именно в таком состоянии он к удам и приходит.
- Жестокая ирония: Уилф для Доктора - связь с миром живых, утешение его души. Мастер, как кажется Доктору - его проводник в мир теней, исполнитель приговора 4х ударов. Но все будет наоборот! Мастер спасет Доктора, а Уилф исполнит приговор....
- И именно в смерти за Уилфа Доктор обретет новую жизнь, искупление в регенерации. Но трагедия 10го в том, что он так в это и не поверит... И уйдет, уверенный, что это не милость, а завершение приговора. Раз были 4 удара - значит, проклятие осталось в силе, и он не прощен, и заслужил лишь награду-отсрочку, чтоб в последний раз взглянуть на мир живых, и уйти во тьму, на свалку истории, за Галлифрей и Мастером... Да, я лишь больше уверилась, что Доктор думал, что не переживет регенерацию и что 4 удара были о смерти.
- РТД таки сломал Доктора. Что, опять-таки, безжалостно правдиво. Тот ад, через который он прошел, не выдержало бы и сознание таймлорда - что нам и показали с другими таймлордами: Мастером, Женщиной-Матерью, Рассилоном. Потому что "КВ" это еще и о войне, и о покалеченных ею. Они все там сломанные, все истерзанные этим адом, каждый по своему.
- Но "КВ" это еще и об Уилфе. О тех, кого Доктор видит гигантами - о человечестве, которое, пока, умеет переживать свои войны и возвращаться из ада. О жизни, которая продолжается и которую Доктор так любит. О чудесных старичках, и о кактусах. О милосердии и доброте мироздания, которое даст новый шанс и Доктору, и Галлифрей (да, я принимаю эту часть ДД как бальзам на раны).
- Уилф говорит Доктору, что он, Доктор - самый замечательный человек на свете. Мы знаем, что это правда, мы верим в это, а Доктор - нет, и это разбивает сердце. Доктор говорит Мастеру, что тот Brilliant (то же, что и своим спутникам!) - и Доктор в это верит, а Мастер - нет, и это тоже разбивает сердце.
- Да, та Женщина - Мать. И не потому, что РТД написал это в книжке, а потому что там вся тематика завязана на это. Доктор, Мастер - дети Галлифрей, брошенные взрослыми (Рассилоном и Ко) в огонь войны, и просящие "мама, роди меня обратно".
Доктор и Мастер против Рассилона - потерянное поколение, бросающее вызов пославшим их на войну. Напомнило вдруг "Семью Крови", и то, как Бэйнс бросал вызов директору школы, который тоже готовил детей к войне...
читать дальше
И когда Доктору поют в конце реквием (Universe will sing you to sleep...), это еще и колыбельная измученному ребенку, пытающемся вернуться к маме-ТАРДИС и укрыться от мира в фетальной позиции.
И именно из этого желания впасть в детство - и рождается ребячливый 11й. Его ребячество будет защитной реакцией, и вся его инкарнация будет о детях.
- Эта эра могла бы быть независимой вещью в себе, и тогда это была бы душераздирающая трагедия. Сравнивали Доктора с Русалочкой - да, что-то в этом духе. О том, кто все отдал, ничего себе не оставил, и ушел, любимый и оплакиваемый всеми, но ненавидимый собой.
Но к счастью, это часть "Доктора", а "Доктор" - это в общем добрая сказка, которая никогда не кончается. А у героя всегда есть силы возродиться аки феникс (или аки кое-кто еще), и начать заново. Боль этой эры была не зря, потому что из нее вырастут новые эры. Песня 10го вплетется в главную песнь мироздания и останется там навеки.
Ну вот, это типа главное, а теперь детали.
Доктор и Мастер, или Таймлорды
читать дальше
Очень трудно посмотреть "КВ" и не зашиппить Доктора и Мастера, по крайней мере со стороны Мастера.
И да простят меня поклонники Докомасты, но мне всегда казалось, что их 3й сезон был в первую очередь о Галлифрей. И слезы Доктора над Мастером были о Галлифрей, о том, что и этот последний кусочек он не уберег. И в погребальном костре он видел Галлифрей. И мечты Мастера об империи с токлафанами были о возрождении Галлифрей в первую очередь, а том, как это подействует на Доктора - во вторую. Немыслимое для олдскульного Мастера смещение приоритетов.
А вот тут - когда оба буквально в конце своего пути, они обратились друг к другу. Потому что у них и правда ничего больше не осталось. И то, что они тут выдали - это было запредельно. Особенно Мастер. Он был безумен и честен в своем безумии, как дитя. И его любовь к Доктору - вывернутая, безумная, но любовь - читалась настолько явно, что 8й сезон теперь кажется неизбежным.
А уж как это было снято... РТД что ты делаешь прекрати. Особенно стремно было смотреть первый монтаж с комментариями и без звука. Мастер тянет руки, Доктор несется к нему через время и пространство. А потом они друг друга НЮХАЛИ. "Запах женщины", блин.
А что они вытворяли с садомазокреслом... По этому только ленивый не прошелся, но хрен с ним, пусть будет и здесь.
читать дальше
Но это так, на поржать, как в клипе про газонокосилку. А на самом деле, там все очень серьезно. То, что Мастер прячется от Доктора, прячет свой запах - ему же стыдно, он не хочет, чтоб Доктор увидел его таким. Бомжом, калекой, умирающим. Он сбегает от Доктора, чтоб Доктор опять его не пожалел, как в прошлый раз...
А Доктор делает именно это - он видит Мастера, видит, что с ним все не так, и тут же предлагает помощь. Ах, Доктор, Доктор, каждый раз от тебя после этого сбегают, а ты не можешь иначе...
А вот когда Доктор САМ просит о помощи. В первый раз. Когда показывает, что ему так же хреново, как и Мастеру - вот это рвет Мастеру шаблон. И он не бежит, а наконец просит о помощи - сам. "Послушай. Ну пожалуйста, послушай".
А вот эта сцена - это выплеск смятения и боли Мастера прямо Доктору в сердце. И Мастер говорит вслух о том, о чем Доктор думает про себя - "что же с нами стало". Потому что, опять-таки, честен, как дитя, в своем безумии. А когда он в ответ Доктору на "скольких ты убил" так по-детски говорит "я был такой голодный" - блин...
Я не сразу заметила - Доктору-то выжгло дыру на груди... Этот Доктор мне все время видится с ножом в сердце. Bleeding heart. И тут прямо по этому заехали.
И кстати, у него, значит, минимум три таких костюма - еще один будет в клочья после падения, и последний - после регенерации.
Дети Галлифрей, искалеченные войной, выброшенные на помойку истории. Доктору, после "Вод Марса", некуда деваться от того, настолько они похожи. И все-таки, как много в этом шоу значит музыка! Донна, поворачивающая налево, и Доктор, поворачивающий назад на базу Bowie - одна мелодия. И вот эти два момента идут под ту же "гаджетовскую" тему...
Эти Ворота и Мастер-раса дают Мастеру и его барабанам смысл. Он может через все население Земли послать сигнал и вернуть Галлифрей. Тут параллели и с "Последним таймлордом", когда все население Земли сказало "Доктор" и вернуло Доктора, и с "Украденной Землей", когда все послали сигнал и Доктор их нашел. Мастер всегда это делает - берет то, что делает Доктор, и извращает по-своему. И Галлифрей он возвращает и потому, что это ж Галлифрей - и потому, что надеется ею править. Хаха.
Насчет превращений Мастера - Кэтрин Тейт в комментариях обозвала Симма "видением в розовом" и завидовала, как ему идут платья. Пруф под катом.
читать дальше
И кстати, заметила камео Бенджамина Кука, о котором он писал в Writer's Tale!
Для сравнения, он же в "Балладе о Расселе и Джули" - I must e-mail some young male, to alleviate the stress on me.
Мастер конечно маньяк, и его постоянно швыряет от любви к ненависти, но как он каждый раз волнуется за Доктора, когда тому плохо. Первая реакция - потом может и на земю швырнуть.
Ну и вот эти сцены - апофеоз. Доктор сказал Мастеру, что он Brilliant. Понимаете, что это значит? Он раньше только своим спутникам это говорил. И сказал, что как же ему без Мастера. У Мастера тут разрыв шаблона - да просто посмотрите на его лицо. Мамочки.
Но и последняя их сцена. Когда Мастер говорит - ну сделай уже это, трус (Доктор это же говорил далекам в 3м сезоне, помните?), и осознает, что Доктор не может, что никогда он этого не сделает. И "уйди с дороги". Да, это любовь. И со стороны Мастера - именно в том самом смысле. Потому что у Мастера и правда больше никого нет. А у Доктора - люди, мир живых. Уилф, Донна. И он всегда будет тянуться к ним.
P.S. Хотела написать, и забыла. Мастер-то в конце, атакуя Рассилона, кричит "раз, два, три, четыре"! Только на этот раз расслышала.
Доктор, Уилф и награда
читать дальше
Доктор убегает от "Вод Марса" вот с таким лицом, и вот в таком состоянии:
И это лицо так у него внутри и останется, и во время его похождений с Елизаветой и Ко, и покуда он будет пытаться шутить с удом Сигмой, и когда он будет бежать за Мастером. Покуда он не влепится прямо в Уилфа и его банду старичков. С холода мира теней - прямо в мир живых, в самое человеческое тепло.
И там его просто попросят - "А ну-ка улыбнись!" И будут хватать за попу, и говорить ерунду, и радоваться его компании.
А потом Уилф отведет его в кафе. И спросит его - как ты, Доктор. И Доктор все ему расскажет. И покажет Уилфу то, внутреннее, лицо. Признается, как ему хреново. И лед внутри начнет таять, и потекут слезы. А потом Уилф покажет ему Донну. И вот тогда уже Доктор, впервые с "Вод Марса", улыбнется по-настоящему.
И когда Донна принесет им ту книгу, он улыбнется снова. И возьмет Уилфа с собой в ТАРДИС. И снова будет не один, и будет, как бывалоча, скакать как сумасшедший и радовать Уилфа всякими чудесами. У Доктора снова будет спутник, и Доктор снова оживет.
И он познакомит Уилфа со своим сумасшедшим другом детства. И когда Уилф узнает, что с этим другом в детстве сделали, он сумеет его пожалеть, не смотря ни на что. И не сумеет его застрелить - а Доктору скажет, что испугался. И будет просить Доктора не умирать, потому что он самый луший человек на свете.
И Доктор покажет Уилфу космос.
И даст пострелять из пушки, как в "Звездных Войнах"
И скажет ему, что был бы так горд, если б Уилф был его отцом...
А Уилф будет просто любить Доктора.
И будет с ним рядом. До конца.
Они оба - очень старые люди. И хотя Доктор и рад был бы видеть отца в Уилфе, и как бы ему не хотелось в конце почувствовать себя ребенком под чьей-то защитой, но в будке старшим стал именно Доктор, как ему и положено. Доктора от убийства спасла его мама, а Доктор спас Уилфа. Так было правильно. А у Уилфа, этого чудесного дедушки, еще столько всего впереди, и жизнь его еще долго будет радовать.
Только уже без Доктора...
Прямо как Донну.
- Она живет тем, что есть. - Как и мы все...
Какие же они просто невозможные, все. И как же я их люблю...
И еще, из комментариев Джули и РТД. Они говорили, что ДТ был просто влюблен в Бернарда Криббинса, что это была любовь с первого взгляда. И что Бернард Криббинс, когда впервые пришел на сет, принес свои пропы - ту самую шапку с оленьими рогами, и резиновую пантомимную курицу. И вот я представляю себе восторг ДТ при виде этой курицы, и просто расплываюсь в лужицу. Ыыы.
Смерть и регенерация
читать дальше
Когда я посмотрела "КВ" в первый раз, я была уверена, что Доктор думал, что умрет совсем - из-за пророчества о 4х ударах. Уж больно сурово оно звучало, чтоб быть просто о регенерации.
И лишь потом, читая фэндом, я узнала, что для большинства это было о регенерации, из-за разговора с Уилфом в кафе. И еще, что это было мета-комментом от РТД и ДТ, что это они "не хотели уходить".
Узнала я и о том, что куча народа из-за этого не любит "КВ", РТД и 10го - за то, что он не хотел уходить, что так боялся обычной регенерации, что ругался на Уилфа. И что 11й был представлен чуть ли не как его убийца.
Мне жаль, что это так воспринимается, и жаль, что РТД и правда оставил интерпретацию открытой, и вместо того, чтоб сделать упор на чуде того, что Доктор все-таки регенерировал, а не умер, сделал упор на отчаянии Доктора.
Но мне кажется, мета-комменты должны быть отдельно, а повествование - отдельно. И именно в рамках повествования то, что Доктор боялся именно регенерации, не имеет смысла. За это был лишь разговор в кафе (и я вижу его так - "Мне паршиво, я умру, и если уж мы про регенерацию - то это тоже паршиво, чтоб вы знали. И вообще все плохо."). Против - все остальное.
- В "Водах Марса" Доктор говорит - "мне было сказано, что будет 4 удара, и я умру". И когда раздается 3 удара, он боится и ждет именно смерти - потому что на той базе бы никто не выжил, и регенерация Доктора бы там не спасла.
- Женщина-Мать говорит Уилфу о том, что жизнь Доктора еще можно спасти. Что решается судьба Доктора - умрет он вместе с Галлифрей, или спасется, и что ему для этого нужно взять оружие. При этом Женщина чувствует, какую роль сыграет Уилф в судьбе Доктора (намеки на то, что на Уилфе все сходится, и что он еще никого не убивал). Что же она имеет в виду? Именно это - что Доктор либо погибнет в попытке спасти мир, либо регенерирует из-за Уилфа, и так выживет и спасется.
- Когда Рассилон говорит Доктору, что тот умрет, и поднимает свою перчатку, а Доктор говорит "я знаю", он явно не рассчитывает, что регенерирует. Та распыленная тетка не регенерировала же.
- Доктор в кафе говорит вообще-то о том, что он может умереть совсем, что регенерация не гарантирована.
- Когда Доктор идет к Уилфу в будке, он говорит, что слишком долго жил. Не в этой инкарнации (в ней он жил 5-6 лет), а вообще - долго жил, и теперь готов умереть. Что ему, как Доктору, а не как 10му - пора.
А перед этим, ругаясь на то, что это несправедливо, он говорит - "я мог бы столько еще сделать!" - Не почувствовать, не пережить, а сделать. А это не конкретно о его инкарнации, а о нем как о Докторе вообще. Да, регенерация ощущается как смерть личности, того, как она чувствует, любит и т.п. Но новая личность дела-то все равно будет делать!
Доктор тут имел в виду то, что он, как Доктор, ничего больше не сможет сделать для мира, что его больше не будет.
- Хорошо, до будки он мог думать, что умрет совсем, но после - он уже начал регенерировать, значит, знал, что уже не умрет? Может, и так, и может, тогда он уже грустит от того, что регенерирует. И его награда - увидеть тех, кого любит, в последний раз - может быть наградой именно для его инкарнации. Но мне кажется, что он все равно не верит в то, что регенерирует благополучно. И потому и улетает с Земли на ТАРДИС, потому что чувствует, что их разнесет.
И вообще говоря, 11й выживает с трудом. И я по-прежнему вижу его регенерацию как чудо и подарок.
Моффат именно так оформил регенерацию 11го в 12го - как чудо и сюрприз. Может, он когда-то сказал РТД о том, что может это сделать, и РТД не стал делать похожее с регенерацией 10го? Судя по Writer's Tale, он постоянно сверялся с Моффатом, чтоб не наступать тому на пятки...
В общем, как хотите, а 10й ждал именно смерти. Причем, ИМХО, до конца. И в этом есть некая горькая правда - что он любил людей и хотел с ними быть. А в итоге ему дано было умереть, как человеку. По крайней мере, почувствовать то, что чувствуем мы, люди, на пороге смерти.
Да, а ругался он не на Уилфа, а на судьбу. Что мироздание подкинуло ему такое - что именно Уилф, которого он был бы горд назвать своим отцом, станет причиной его смерти. И нет, он не колебался в том, спасать ли Уилфа. Когда он говорит - "ага, щаз я тебя там оставлю" - упор на "ага, щаз". Он сразу знает, что спасет Уилфа, и что не может быть иного выбора. Просто надо было проораться. И опять, очень по-человечески...
А это "я не хочу уходить", сказанное самому себе, честно, когда не перед кем храбриться - это столькие уже говорили до него... Только им было, с кем это разделить. Доктор был один. Но как говорил капитан Кирк из Стар Трека - "мы всегда умираем в одиночку". Доктор тут говорит от имени всех нас. Что нас ждет, и как мы встретим этот момент, и что будет там, за гранью...
Таблетки
Как и обещано, тут будут всяческие таблетки, которые могут облегчить тяжесть на душе после конца 10го. Честно скажу, покуда я их делала, с трудом удерживалась, чтоб не принять еще дозу и не начать смотреть дальше.
Сначала, как в Матрице, таблеток было две - красная и синяя. Потом добавились еще две (со спойлерами к 7-8 сезонам). Открываются по клику.
Красная, как огонь.
Огонь войны, переродившийся в огонь любви - можно пойти за Роуз и начать все сначала, и опять пережить и 2005й год (который точно будет замечательным), и всю ту замечательную эпоху.
Синяя, как вода.
Вода, которая побеждает все, загасила огонь 10го, и породила 11го.
Вода была его стихией. Бассейн, Pond, River, Lake Silencio, Венеция вместо Помпей - вода терпелива, и 11й дотерпел до главного - до Галлифрей. И пусть потом он заляжет на дно Трензалора, оно того стоило!
Оранжевая, как небо.
У меня на многое в этой таблетке аллергия, но все готова терпеть ради главного целебного эффекта.
Потому что без этого:
не было б и этого:
Если б 10й не остановил Рассилона, не отправил бы его назад в таймлок, не было бы и событий Дня Доктора, и вообще не было бы больше ничего. А так, то, что сделал 10й, позволило потом сказать - "У Совета был план, но он провалился". И позволило переписать историю и спасти Галлифрей.
Да, Моффат недавно в DWM подтвердил, что Момент именно что переписал историю и время, а не память Докторам, и то, что было в эру РТД, и правда было. Ну и на том спасибо.
Черная, как загробный мир.
Живые мертвецы, пережившие все свои регенерации, поменявшиеся столько раз, что уже забыли, кто они, не верящие в Землю Обетованную, потерявшие все, что можно - кроме друг друга. Все пройдет, а эти двое останутся, и эта музыка будет вечной.
Listen or download Murray Gold Vale Decem for free on Pleer
Прощай, Тен. It was an honour.