Страшная и прекрасная серия.
Хотя назвать это просто серией язык не поворачивается. Это шекспировская трагедия, сыгранная шекспировским актером. Это эпос о взлете и падении богов и героев, о неотвратимом роке, о мужестве, о неизбежности, о бунте. Эта история разбивает сердце, но именно так воздействует настоящее искусство... А "Воды Марса" - произведение искусства самостоятельной ценности, и никто меня в этом не разубедит.
Дальше много гифок. Реально много, сорри - но там столько моментов, которые просто в рамочку и на стену.
читать дальшеВ "Водах Марса" все прекрасны. Я с пары просмотров запомнила имена всей команды Bowie Base. И не потому, что их имена были на страницах исторических хроник - а потому что полюбила и приняла близко к сердцу каждого из них. Энди и Мэгги в отравленном саду Эдема - первые жертвы. Доктор Тараки, успевший перекинуться парой шуток с Доктором. Чудесный гик Роман со своим не менее чудесным Гаджетом. Правильная Штеффи, рыдающая перед экраном над своими племянниками. Мия, которой всего 27. Юрий, такой классный, настоящий и неклюквенный русский, и его брат-гей из Дагестана, что рядом с Каспийским морем, что технически и не море вовсе, спасибо за внимание...
Эд, изгнанный из рая доверия Капитана Аделаиды Брук, падший за что-то в ее глазах и не ждавший прощения - но получивший его, в ее улыбке, когда "все стало совсем хреново". И искупивший свою вину тем нажатием на кнопку, своей последней жертвой,
![](http://i59.tinypic.com/3533y8i.gif)
Никого не напоминает? Того, кто тоже в итоге нажмет на кнопку и пожертвует собой, когда будет нужно... Но шанс заслужить ее улыбку и прощение он уже не успеет - хотя уверена, многое бы отдал за это... Аделаида Брук - что-то было в ней такое, и не просто лидерство и мужество, а еще и человечность, и "звезды в глазах". Люди были готовы с ней и в огонь, и в воду. И ее уважение, доверие, дружба - и впрямь было как благословение.
Когда Доктор встречает ее, когда понимает, кто она - это выходит за рамки его обычного фанбойства перед историческими гениями. Он чуть ли не священный трепет испытывает, он влюбляется в нее как личность, он ей САЛЮТУЕТ.
![](http://i59.tinypic.com/168imh0.gif)
И с этого начинается его путь навстречу року. Классическая трагедия - он так хотел ее удержать, так хотел сохранить ее благословение в своей жизни - что потерял ее, во всех смыслах. Он видел в ней родственную душу, и думал, что если спасет от судьбы ее, то сможет спасти и себя - и как раз этим себя и приговорил. (Блин - только сейчас дошло. Внучку Аделаиды тоже звали Сюзан!)
Он так хотел ее спасти, что погубил. И ей тоже сыграли Vale... Дважды.
Можно, Доктор, ой как можно...
![](http://i62.tinypic.com/2dj9jro.gif)
Он дал себе приблизиться к ней, погреться в ее лучах, и пропал. И когда дело дошло до двух слов, которым Доктор никогда не отказывал - когда Аделаида Брук сказала "помоги мне", а Доктор в первый раз сказал "нет" - вот тут оно и сломалось окончательно...
![](http://i61.tinypic.com/162ff6.gif)
И то, что это могло с ним случиться, мы узнали еще в School Reunion. Что искушение вмешаться и исправить непоправимое, после Войны Времени, было у него очень сильным. Там не сумел предотвратить катастрофу, может, сумеет еще где-то. Сара Джейн тогда его удержала - спутники всегда помогали в этом Доктору: раз уж сбежал с Олимпа и начал вмешиваться в дела смертных, изволь этих смертных понять и выслушать. Этому Доктору это было особенно нужно, и именно у этого Доктора выбили все подпорки и оставили с этим наедине. 11й, наученный горьким опытом, когда все и всех потерял, влез обратно на Олимп, на облако, и сидел там хоть и в тоске, но ни во что не вмешиваясь - так безопасней...
То. как Доктор скатывается в безумие, безжалостно подчеркивается визуалом. Интерьеры - белые стены (комната с белым потолком, с правом на надежду...), белый снег, стерильность, чистый беспощадный свет - это клиника... И огонь, который внутри, и который вырывается наружу и все это в итоге пожирает... Ох, и его даже замыкает. как Донну, когда она была ДокторДонной. ![:small:](http://static.diary.ru/picture/1156.gif)
![](http://i62.tinypic.com/309j0w7.gif)
Доктор видит, как рукотворный рай и его обитатели смываются водами Марса и Времени. Он знает, что так нужно, что таков миропорядок, непостижимый смертным, но благой, и что это нельзя менять. Он сбежал с Олимпа, он - вне человечества и истории. Через то, что здесь происходит, люди должны пройти сами - если их протащить, они превратятся в куклы, в игрушки. Вместо живой истории, творимой людьми, будет дергание марионеток за ниточки и отыгрыш фантазий того, кто возомнил себя богом.
Сдвиг фиксированной точки, дергание ТАРДИС, этой живой временной воронки, за ниточки - жуткое зрелище. Недаром Аделаида смотрела на это с ужасом. Она умная, она понимала, что происходит.
![](http://i62.tinypic.com/34y62d3.gif)
Ангел и демон... Или Доктор и Мастер?
![](http://i58.tinypic.com/j5i1ko.gif)
А поначалу Доктор держится, остается ангелом. Он любит их и скорбит по ним и дает своим сердцам по ним разорваться - для верующих вот так любит нас и скорбит по нам Бог - да, дает нам жить самим и делать самим свои ошибки, но это не значит, что он не страдает над каждым. О чем собственно и было Евангелие - для верующих, опять-таки. Эта трактовка необязательна, конечно.
Но вот то, КАК Доктор тут на них смотрит... Это похоже на икону. Вот точно это как икона, какое-то религиозное полотно, не могу вспомнить, какое.
![](http://static.diary.ru/userdir/5/5/1/9/551988/82462706.jpg)
И как он уходит, оставляя их своей судьбе. В скорби и бесконечном, трепетном к ним уважении.
![](http://i59.tinypic.com/13zoc38.gif)
Видеть как гибнут любимые тобой, и ничего не делать - это вечная теологическая дилемма. Если Бог - это благо, почему он допускает зло? Потому что он разрешает свободу воли. В том числе - самим ошибаться, самим платить за ошибки и находить выход. И тем не менее... Мы все равно молимся и ждем чуда. И оно иногда приходит. В чем же разница между чудом Помпей и святотатством Вод Марса? Между "домашними божками" и вот этим, страшным? И там и там людей спасли с помощью ТАРДИС в последний момент..
Разница - Донна. Взгляд человека. Там она просила спасти неважно кого. Здесь Доктор хотел спасти кого-то важного. Аделаиду. Он мог бы вытащить Юрия и Мию, мог бы вытащить кого угодно, но он хотел спасти именно ее. И потому что, полюбил ее, и потому что видел в ней себя.
Что бы было, если б с Доктором на Марсе была Донна? Она бы подружилась с Аделаидой Брук. Она бы, в те последние минуты, вместе с Аделаидой наорала бы на Доктора, чтоб он дал ей остаться на базе и взорвать ее, и увел бы остальных к себе в ТАРДИС.
Если б там была Донна, Доктор не назвал бы Мию и Юрия маленькими, ненужными людьми. Если б с ним была бы Донна, он бы не погиб, она бы спасла его... Но Донны не было. И это сделала Аделаида, спасать Доктора пришлось Аделаиде. И эта невозможная женщина, разбив себе сердце, взяв ответственность за этого падшего, сумасшедшего незнакомца, справилась. И спасла его душу.
Вот, кстати, еще один мостик от Планеты мертвых к Водам Марса. Доктор наслаждается тем, что обманул судьбу и привел тех, кого хотел спасти, домой. А теперь их, как игрушки, можно посадить в их игрушечные домики, открыв им игрушечные дверки.
Две двери.
![](http://i62.tinypic.com/29lcow8.gif)
И все твои...
![](http://i62.tinypic.com/hulg7s.gif)
![](http://i59.tinypic.com/i5x1yd.gif)
Кто спас тебя, Доктор?
![](http://i57.tinypic.com/990t3q.gif)
Кто тебя остановит, Доктор? Некому, говоришь? Аделаида Брук остановила. Можешь ли ты победить время, Доктор? Победить судьбу? Нет, время пошло своим чередом, Аделаида умерла 21го ноября, миропорядок не изменился. И как всегда, победила вода, а не ты. И никакой ты не Викториус.
Ты сейчас испуганный ребенок, в ужасе от того, что натворил. В ужасе перед неизбежной расплатой. Хватающийся за ТАРДИС, как за руку матери, и прячущийся от рока, уда, смерти, в ее утробе (вспоминается дневник Джона Смита, и то, что он писал о ТАРДИС - что в ней он как в материнских объятиях...) И я не буду, не буду вспоминать тут ту будку и Доктора на полу...
![](http://i60.tinypic.com/29ni78g.gif)
Но как тут сыграл Теннант... Вот этот ужас перед судьбой - ужас перед шагами каменного Командора, перед лесом, который таки пошел на Дунсинен, священный ужас перед тем, что за гранью нашего мира. Вообще за то, как он тут сыграл, надо было давать все награды.
Да там вообще все последние 20 минут - за гранью. И сцена с Аделаидой и барокамерой - по силе сравнимо со сценой в радиационной камере в Утопии, с Джеком, Доктором и Яной. И момент, когда Доктор ломается, и встает в огне, и идет назад бунтовать и ломать мироздание... Эта музыка. То, в кого, во что он превращается. Нет слов. Страшно, и прекрасно. И я буду это смотреть и пересматривать, разбивая себе сердце - ради этих людей, ради Доктора. Он же смотрел..UPDATE. АААА! До меня дошло, откуда эта потрясающая мелодия, когда Доктор делает роковой выбор, и рвет ткань реальности, и с этого начинается конец (я все мучилась и не могла вспомнить). Это из "Поверни налево"! Когда Донна тоже делает роковой выбор, и мир начинает умирать! Ох... Полный вынос крыши! Эти люди - гении, гении...
Listen or download Murray Gold Turn Left for free on PleerUPDATE2. Эта мелодия мне глаза раскрыла.
В "Поверни налево" под эту музыку нам показали сдвиг фиксированной точки, и последствия этого.
читать дальшеТо, что могло случиться в "Водах Марса", не менее страшно. Потому что и там, и там после рокового поворота мир остается без Доктора (Викториус - это нечто другое и страшное. Мы увидим целую кучу Викториусов в КВ, и узнаем, ЧТО они могут сделать...) И там, и там спутница умирает за то, чтоб вернуть мир на место, и вернуть миру Доктора... И спасибо комментам - имя Аделаида означает "благородная", по-английски - Нобл... О.М.Г. !
И еще. То, что Доктор сделал в "Водах Марса", меняя историю - это то, что делала бригада Трикстера. В "Поверни налево", и в "Свадьбе Сары Джейн"! Там Трикстер хотел изменить историю так, чтобы Сара Джейн забыла, кто она, чтоб ее не стало. Когда видишь, насколько четко эта цепочка выстроена, аж оторопь берет. Обзорам
Только сейчас заметила - снег как маркер. У РТД как снег - так обязательно трагедия, начиная с "Рождественнского вторжения"...
У тебя удивительная способность облекать в слова впечатления, мысли и эмоции, то, что все мы ловим, чувствуем, но не все можем выразить. А ты пишешь - и я читаю и киваю, и переживаю опять, и соглашаюсь со всем. Спасибо.
И да, это одна из самых сильных серий где великолепно все - и сценарий, и постановка, и операторская работа, и особенно - актерская игра. И очень больно за Доктора.
Моя вторая любимая серия с Десятым. Вы так её прочувствовали и увидели интересно. Я бы даже сказала, по-новому.
Ro, У тебя удивительная способность облекать в слова впечатления, мысли и эмоции, то, что все мы ловим, чувствуем, но не все можем выразить. А ты пишешь - и я читаю и киваю, и переживаю опять, и соглашаюсь со всем. Спасибо.
В общем это именно то, что я хотела сказать.
Пересмотреть захотелось, когда-нибудь и сделаю.
У РТД как снег - так обязательно трагедия, начиная с "Рождественнского вторжения"...
А Доктор так его любил, и все хотел настоящего снега - и дождался только в самом конце... Ну у удов еще, но это в принципе то же самое.
Ro, спасибо. И да, это шедевр. От которого больно, но отводить глаза - чувствую, что не имею права, потому что люблю Доктора. А если это смотрю с ним, то он вроде как меньше один. Вот такой глюк, типа.
Лис зимой, спасибо тебе, очень ценю твой отзыв. И рада, что это дало увидеть что-то новое.
А какая у тебя первая самая любимая серия, интересно?
На самом деле у РТД было столько замечательных, сильных серий, и так трудно выбрать любимую. Но пожалуй Воды Марса для меня самое сильное, что было сделано в ньюскуле. И оно может жить и вне контекста "Доктора".
blueZ-kate, спасибо, это большой комплимент.
Вторая любимая серия, как иначе. Все чаще порываюсь назвать её №1, но потом вспоминаю о существовании "Midnight".
Да, вот как я писала выше - так трудно выбрать... У меня пожалуй, если брать не эпизоды целиком, а сцены, то по силе воздействия не смогу выбрать между последними 20тью минутами Утопии и Вод Марса. И последние 10 минут Думсдея где-то там рядом. И последние полчаса КВ. И сцена на свалке оттуда же.
Полночь - сильная штука, да, но вот скажем Поверни налево меня больше пробирает. Оно тоже такое, в чем-то с Водами Марса перекликается - как миф, как песня. Очень красивое в своем умирании. Наверно, я просто предпочитаю эпос драме в целом...
nicklausse_muse,
Пересмотреть захотелось, когда-нибудь и сделаю.
Попробуй, да. Чтоб разделить это с Доктором, не бросать его с этим одного...
И это действительно уже эпос какой-то. Как же хочется почаще видеть такое на ТВ.
не надо выбирать. они все на разрыв
Полночь - сильная штука, да, но вот скажем Поверни налево меня больше пробирает
немного переделав цитату из Jesus Christ Superstar "i'm sad pathetic fan" Десятого, поэтому истории, концентрирующиеся на нем пробирают меня больше. Но "Поверни налево" идет однозначным третьим номером в топе. Даже сейчас, вспоминаю сцену когда эту семью забирали в labor camps, мороз по коже
И это действительно уже эпос какой-то. Как же хочется почаще видеть такое на ТВ.
Что самое интересное, на ТВ делаются все более и более стоящие вещи. Но вот то, что здесь - здесь как-то все сошлось в одну точку. Классика.
blueZ-kate, немного переделав цитату из Jesus Christ Superstar "i'm sad pathetic fan" Десятого, поэтому истории, концентрирующиеся на нем пробирают меня больше.
Ооо, это я прекрасно понимаю, т.к. диагноз тот же!
Я вот так смотрю всегда End of Time. Если откопать мой первый дайри-пост после окончания просмотра Десятого, первая мысль там будет - это неправильно, потому что никто не должен уходить в одиночестве.И для меня смотреть эту серию - все равно что держать Десятого за руку в последние минуты. И вроде чувствуешь себя от этого глупо, но ничего поделать с собой не можешь. И так здорово знать, что ты не одна такая сумасшедшая
И знаешь, я буквально вчера наткнулась на залежи комментариев к эпизодам на сайте ББС, про которые не подозревала - я об этом отдельно напишу. И вот там в комментариях к Концу Времени РТД и Джули Гарднер говорят как раз об этом - что вроде последнеe, что Доктор видит в своей жизни - это уд, монстр. А РТД говорит - нет, не так. Он там не один, и не с удом, а со зрителями. Когда все уходит, остается только он и зрители, и они с ним в его последние минуты. Прямо пробрало - что это, оказывается, так и должно было быть.
Так что да, каждый раз чувствую там, что держу Доктора за руку, Вот и сейчас морально готовлюсь...
Умный человек всегда что-то свое увидит )
А какая у тебя первая самая любимая серия, интересно?
Midnight.
Она уникальна. Полный разрыв шаблона по всем параметрам. Плюс мои любимые вещи: замкнутое пространство, ограниченное число участников и народная игра "давайте смотреть бездне в глаза, ой, надо же, она смотрит в ответ".
Вообще самые интересные вещи всегда происходят в замкнутом пространстве, где человеку некуда деваться от самого себя и приходится заглянуть в зеркало.
Вот и Доктор посмотрелся...
Считаю, её единственную можно показывать человеку, совершенно незнакомому с Доктором, и тот может заинтересоваться сериалом. Ну, необязательно заинтересуется, но посмотрит с интересом, проверено Занусси ))
Но Воды Марса я тоже очень люблю и пересматриваю почти так же часто, как Midnight.
Во.
Она уникальна. Полный разрыв шаблона по всем параметрам. Плюс мои любимые вещи: замкнутое пространство, ограниченное число участников и народная игра "давайте смотреть бездне в глаза, ой, надо же, она смотрит в ответ".
Да, понимаю. Насчет уникальности тоже. И там каждая секунда бьет в цель.
У меня нечто похожее с Эльдаром Рязановым, на котором выросла и которого нежно люблю. Но в какой-то момент я поняла, что самая сильная его вещь, для меня - это "Гараж"...
Но вот в Докторе эпос и песни, уносящие за грань, резонируют больше. И кстати, нашла наконец, как описать "Поверни налево" - я все про музыку, песню. А это - элегия. Элегия об угасании. Безумно красиво.
И БЛИН!!! Недаром они у меня в связке с Водами Марса идут!!! Только сейчас дошло, что вот эта музыка, под которую Доктор ломается и поворачивает туда, откуда нет возрата - это из "Поверни налево"! Я все пыталась вспомнить, откуда эта потрясающая мелодия!
А это оно, оно! Эврика! Это музыка рокового выбора, музыка рвущейся ткани реальности, начала конца. Блин! Полный вынос крыши, прастити.
А я хотела ее вставить в обзор, но в саунтреках Вод Марса не нашла ее, и вот почему!
Listen or download Murray Gold Turn Left for free on Pleer
Надо будет проапдейтить пост!
С грустью думаю, что после Вод Марса меня стоило спасать: возможностью говорить, выговорить, проговориться. И, если бы чудеса в привычном понимании могли случаться, то говорить именно с Доктором. И его одного не оставлять.
Но чудес не случилось, любимого персонажа в реальности - тоже. Я подавился и замолк.
Поэтому сейчас не могу сказать толкового ничего. Разве что шмыгнуть носом и заявить, что среди всего снятого sci-fi и около того не только про Марс, но и в принципе про другие планеты и людей на них, этот эпизод для меня наравне с любимыми полнометражными фильмами. А ещё я посмотрел значение имени "Аделаида". Ну-ну... неспроста, видать, именно его для ещё одного персонажа, который на этот раз уже не мог за Доктора не умереть.
А ещё у меня смешной мозг, и в нём играет эта песня БГ - с самого конца декабря.
Кто-то назвал фэнов ДК самой большой семьёй в мире.
Вот в таком мирном и осторожном обсуждении - правда похоже на семью.
Все так идеально сказано - ни убавить, ни прибавить.
Одна из моих любимых серий, однозначно.
Mrs Underhill, вот интересно, для тебя Turn Left - про конец и угасание.
А для меня, как и Полночь, про надежду. Про то, что даже если в жизни нету чуда - Доктора - все равно находится тот, кто делает его работу. Не так легко, не так красиво, не так безболезненно, погибая при этом, но делает. И это там так четко... Марта, Сара Джейн, Торчвуд, Джек.... они уходят по очереди, раз за разом спасая мир, и раз за разом находится кто-то, кто будет спасать его опять... и на каждую сотню перепуганных, озверевших, сходящих с ума находится тот, кто сопротивляется и остается человеком. И пока хоть кто-то такой находится - человечество живо.
Да. И для меня тоже. А не оставлять Доктора одного - тут вот нас уже много таких нашлось, что кажется, что если смотришь это и проходишь это с ним, не отводя глаз, то он уже не совсем один. Но смотреть на это - это как Доктору было на них на всех смотреть...
А если хочется поговорить - всегда пожалуйста. Как я уже сказала - нас тут таких много...
А ещё я посмотрел значение имени "Аделаида".
Господи! Ой... Нобль.
Что же они творят... Меня сегодня пробило на то, что Поверни налево с этим идет в одном ключе, и роковой поворот совершается под одну и ту же музыку, а тут еще и это... Там Донна умерла за Доктора, тут Аделаида. Это как "мир вывихнут, и почему мне выпало исправить этот вывих" И вот эти женщины исправляют вывих, своей смертью. Блин-блин-блин.
И как же я давно БГ не слушала. Песня просто... Я вот еще ее слушала и смотрела на гифки с ней. Vale Adelaide...
esterka, (((hug))) Спасибо.
Ro, А для меня, как и Полночь, про надежду. Про то, что даже если в жизни нету чуда - Доктора - все равно находится тот, кто делает его работу.
Для меня тоже. Не только об угасании, а о людях, которые несмотря на полную безнадегу, глядя в лицо концу света, не склоняют головы, не сдаются. Вот эта безнадега и угасание, вкупе с Роуз и ее "армией", с тем, как она, не смотря на гибель Доктора(!) и ТАРДИС(!) не сдается, улыбается, вдохновляет, дает силы Донне - это просто мозг выносит. И как Донна находит в себе эти силы. А конец, когда мир возвращается обратно, это вообще катарсис, такой душевный подъем! Все время как смотрю, много раз перематываю.
И все это вместе безумно красиво.
О, вот так еще можно сказать. Полночь - проза, Поверни налево - поэзия. И оба произведения прекрасны.
Вот что случайное гугление делает. Смешно, но мне это имя и раньше нравилось, а тут вот...
И хорошо, что песня зашла. Обычно у меня очень странный ассоциативный ряд без логики
В комментариях упомянули ещё две прекрасные серии 4 сезона. И после них такой же эффект "а что тут разговаривать". Особенно после Midnight - рассказать это как следует просто невозможно, даже если пересматривать и делать конспект. Может, это потому, что я не шибко умный; а может, потому, что после неё, наверное, у многих состояние, как у главного героя в конце серии - только понимающей рыжей волшебницы рядом нет.
И как же ему ее не хватало потом... Я чота Поверни налево вчера пересмотрела, после всех этих разговоров. И вспомнила, что Донна вообще-то пострадала больше всех, больше Доктора. То, что с ней случилось, блин...
Mari Kilkenni, спасибо на добром слове! Надо бы мне тэги на ревью что ли поставить, а то они у меня где попало и с перерывами. У меня по 4му сезону больше всего, по 3му чуть-чуть и Думсдей.
Можно на переспост?